Уровни мышления ребенка: кружки для развития
У каждого ребенка есть зона актуального и ближайшего развития, которые должны формироваться так же последовательно, как и мышление ребенка, о чем мы говорили в нашем посте.
Согласно классификации швейцарского психолога Ж. Пиаже, ребенок имеет несколько возрастных периодов развития. В каждом из них формируются разные уровни мышления и возможностей ребенка. Почему это важно?
Истина в том, что если ребенок, например, не усвоит наглядно-действенное мышление (то есть не будет в достаточном количестве трогать, бросать и даже облизывать их), то освоить наглядно-образное будет очень сложно, а значит он не сможет, когда например бьет соседа по парте, представить каково ему. Такие воспитательные формулировки, как “а что, если тебя так?” или “если ты не выучишь математику, что ждет тебя в будущем?”, могут быть просто непонятны. Правильное формирование мышления ребенка требует окружить его соответствующей средой, кружками и занятиями.
Давайте обсудим уровни мышления подробнее.
Уровни мышления
Наглядно-действенное (сенсомоторное) мышление
Эта стадия формируется из свободного пользования различных игрушек (подходит что угодно — и пульт, и шуршащий пакет) и изучения их текстур (мокрое, холодное, пушистое и т. д.) В дальнейшим все это, как ни удивительно, позволяет ровно сидеть, стоять на ногах, ходить и осуществлять простейшие действия с предметами, которые с возрастом постепенно смогут стать более сложными и осмысленными. На этой стадии формируются первые способности контролируемого управления предметами: есть и пить, мыть руки и т. п.
Наглядно-образное мышление
Стадия мышления, согласно Пиаже, формирующаяся у детей в возрасте от 2 до 5 лет. На этом этапе взаимодействия с объектами опираются на развитие когнитивных, то есть мыслительных, способностей. Ребенок начинает понимать своеобразные символы и полностью считывает речь, что означает начало понятия и мысли. Отчетливо выражена познавательная потребность, ребенок рассуждает вслух. Становится ясно, что ребенок может совершать операции с предметами, которые ему знакомы, например — сравнение (раскладывать ложки к ложкам, а вилки к вилкам) и многое другое. Для развития образов и привыкания к понятиям важна моторика (движения), взаимодействие с предметами и игры в духе “пол — это лава”. Но буквы и другие символы пока недоступны к правильному восприятию.
Образное мышление
Полное осознание операций с конкретными и собирательными понятиями (6-10 лет). Общие и отвлеченные понятия еще не воспринимаются так хорошо. Это мышление полностью связано с речью, поэтому его называют также словесно-образным. Теперь уже не все завязано на наглядных образах, что позволяет ребенку запоминать признаки объектов по отдельности и вне образа действия. Он понимает, что внешний вид и количество не связаны, что размер не зависит от материала.
Концептуальное мышление
Или «стадия формальных операций» — свободное владение логическими операциями со всеми доступными понятиями и идеями. Окончательно формируется в возрасте от 11 до 15 лет. Теперь мысль не требует фактологической или образной опоры. В приоритет возносятся причинно-следственные отношения.
Как применять теорию в воспитании?
Во первых, пусть ребенок занимается тем, что сейчас для него необходимо. Даже если кажется, что в 4 года он вот-вот заговорит на английском — так только кажется. Это не может стать его зоной актуального развития, потому что в этом возрасте он должен взаимодействовать с внешней средой и наблюдать за тем, как она реагирует. Необходимую базу образного мышления он возьмет во время наблюдения за движением травы и строительства горок из песка.
На курс скорочтения мы принимаем детей только от 5 лет и не призываем учить буквам полуторагодовалых малышей. А изучение языков с 2-3 лет — это просто вредительство, если ребенок не растет в мультиязычной семье.
Запишите своего ребенка на пробное занятие в международную онлайн-школу развития интеллекта детей Matrius! Более 5 лет мы развиваем нашу компанию и точно знаем, как найти подход к каждому ребенку. Мы помогаем детям улучшить успеваемость, легко справляться с домашней работой после школы и выполнять её самостоятельно.
За 5 лет было выпущено более 20 000 ребят, а сейчас с нами обучается 3 500 детей в реальном времени!
Популярно мнение, что если усаживать ребенка с 2-3 лет рисовать и делать мозаику, то к 6 годам он научится дольше сидеть, будет более внимательным. Это не так: чем меньше двигательно-сенсорного (везде попрыгал и все потрогал) опыта он получил в раннем возрасте, тем меньше будет его потребность делать это на этапе образного мышления, то есть после 6 лет. Когда ребенок берет и разбрасывает игрушки в 2 года, не надо насильно концентрировать его на пазлах. Его интересы таковы просто потому, что мозг требует узнать как можно больше, а не потому, что он неусидчивый.
Какие кружки подходят в разном возрасте?
Игра ребенка и набор навыков четко показывают, на каком этапе развития он находится и какое будет у него поведение в школе, детском саду или дома. Подбором правильных занятий для ребенка вы можете помочь ему легче адаптироваться к разным социальным вызовам!
Для самых маленьких:
Плавание
Начать посещение можно с 2-х лет. Это будет способствовать комплексному укреплению организма, выработке навыков координации, контролю процессов внутри организма. Взаимодействие с водой — то, что нужно маленькому ребенку.
Логоритмика
Здесь малыш проработает речь и движения, его научат правильно артикулировать и управлять дыханием во время речи.
Рукоделие
Ребенок будет активно развивать образное мышление, создавая свои шедевры и будет обладать очень развитыми ручками.
С 5-6 лет:
- Командный спорт;
- Пение;
- Кружки актерского мастерства.
от 7 лет и старше:
- Языки;
- Шахматы;
- Индивидуальные виды спорта;
- IT-технологии;
- Музыкальные инструменты, музыкальная школа.
Подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы узнать больше о развитии детей: