Почему пятибалльная система — это зло для учебной мотивации
Споры о методах оценивания успеваемости школьника ведутся давно и не угасают по сей день. Именно несогласие с уравниловкой под общий стандарт приводит к тому, что родители выбирают для своих детей альтернативные виды образования. Давайте разберемся, какое влияние на школьников оказывает классическая пятибалльная система.
Плюсы:
- Числовые единицы измерения успеваемости помогают ученику понять свой уровень подготовки и нет ли у него пробелов в знаниях.
- По оценкам класса преподаватель может судить о результатах своей работы.
- Борьба за высочайший средний балл по итогам отчетного периода — сильная учебная мотивация для школьников.
Так ли всё однозначно?
Зачастую оценки в школе субъективны, иногда даже при наличии критериев оценивания.
Хотя в большей степени домашние работы ребенка учитель проверяет по своему преподавательскому опыту. Если школьник понимает методики использования знаний, но не запоминает их детали, ему всё равно снижают оценку. Но ведь главное в образовании — это навык “при помощи знания добиться результата”.
Нельзя уверенно говорить об уровне знаний человека, не ознакомившись со всеми сторонами его потенциала.
Если ваш ребенок обладает одним ярко выраженным знанием, которое решает узкий, ограниченный круг задач, то он не выживет рядом с тем, у кого по-настоящему разнообразная подготовка, пусть и не такая глубокая в отдельности. Главное здесь — это умение адаптироваться и наличие наибольшего количества открывашек к одной неподатливой крышке.
Оценки класса (пятибалльная система)
Они отражают зачастую не профессионализм преподавателя, а его предвзятое отношение к разным его участникам. Ведь под его опекой есть как вечные отличники, требования к которым мягче “среднего по кабинету”, так и двоечники, которых в глазах строгой тёти мало что может серьезным образом оправдать.
Дети, мотивированные на учебу, априори не нуждаются в оценках, которыми их награждают учителя.
Это мешает им трезво оценивать свои труды, ставит под сомнение рациональность личного выбора настоящего источника мотивации, чем может быть что угодно, и материальное, и духовное, что дороже всего во время становления подростка. Целеустремленные люди негативно относятся к откровенному «измерению» их работы, усилий и вынесению вердикта, выраженного числом, если оно никаким образом не соотносится с числами, фигурирующими в их деятельности. Они работают не для такого отношения.
Как видите, каждый “плюс” опровержим и едва выдерживает критику. Ведь это те же самые трудности обучения в школе, на которые нельзя закрывать глаза ни родителям, ни государству. Одна проблема объединяет огромное количество людей в негативной оппозиции, доминирующей в общественном сознании родителей в России в последние годы. Прямое подтверждение тому — перманентно возрастающая доля EdTech-компаний и их клиентов на рынке образовательных услуг.
Зафиксируем главные минусы оценок в школе:
- Они поощряют результат, а не усилия, воспитывая в ребенке мошенническое мышление
- Ребенок начинает оценивать себя и свои возможности по принципу “получил 2 — плохой, неправильный”, тем самым наживая себе многочисленные комплексы
- Снижается качество обучения в школе, т.к. рождается точка зрения “знание не принесет хорошей оценки — не буду приобретать его вообще”
- Развиваются синдром отличника и комплекс двоечника
Синдром отличника делает человека неготовым к самостоятельной жизни. Сила взрослого — не в кратковременном знании больше всех, а в долгосрочном запасе высокоценных профессиональных навыков, которым в школе, увы, не учат.
Такие люди ежедневно страдают от деятельности тех, кого школа воспитала со страхом быть пойманными за списыванием. Дети, подвергающиеся угнетению за свое несоответствие тем или иным лекалам, компенсируют это навыками обмана, наживы и прочего. «Трудные подростки», по мнению взрослых, вредят обществу, и ответственность за это несут не только они лично, но и те люди, которые, будучи сотрудниками учебного заведения, не побеспокоились о комфорте одного из подопечных, которому не хватило поддержки и простого внимания со стороны более опытного взрослого.
Вот и современное обучение в среднестатистической российской школе.
В школе Matrius нет сложностей с оценками, мы используем другой подход в обучении.
Запишите своего ребенка на пробное занятие в международную онлайн-школу развития интеллекта детей Matrius, чтобы узнать об этом больше.
Более 5 лет мы развиваем нашу компанию, выпустили более 20 000 выпускников и сейчас с нами обучается более 3 500 детей в реальном времени.
Подписывайтесь на наши социальные сети и смотрите больше полезных видео и постов: