Когда ребенку покупать телефон?
Когда вы гуглите ответ на этот вопрос в интернете, там обычно сразу бросается в глаза: УЧЕНЫЕ ВЫЯВИЛИ, УЧЕНЫЕ РЕШИЛИ, ПСИХОЛОГИ РАССКАЗАЛИ. И всё примерно одно и тоже: ребенок должен быть, желательно, не младенцем, а дальше сами разберетесь, главное — пусть сидит не больше часа. Потому что так ВОЗ говорит…
Разбираем эту ситуацию вместе с нейропсихологом Сафиной Валерией.
Давайте посмотрим по объективным критериям: на что влияет телефон, что может развивать и что необходимо ребенку в базовой комплектации, чтобы не сделать хуже.
Рассмотрим сейчас более подробно, когда ребенку покупать телефон и почему.
Физические компоненты
1. У ребенка должно быть все хорошо с постуральной мускулатурой, мышцами спины, груди, дельтами. То есть ребенок должен физически обладать достаточными показателями, чтобы держать телефон правильно даже в течении того часа, что разрешил ВОЗ. Нежелателен гипер или гипотонус, искривление спины, слабости перечисленных мышц.
Тогда ребенок сам будет вставать и делать передышку, когда будет получать правильный и достаточный сигнал о переутомлении своих мышц.
2. Кинестетические навыки (условно — “владение пальцами”) должны быть в норме до того, как ребенок начнет пользоваться ими регулярно, так как гаджет заблокирует, как минимум, использование трёх пальцев. Давно ли вы делали что-то на экране мизинцем или безымянным пальцем?
3. Мы должны быть уверены, что у ребенка довольно неплохо разработан план недели и он насыщен двигательной активностью. В большей мере, чем статичным использованием телефона.
4. Конечно же глаза должны быть качественно исследованы профильным врачом, а покупка телефона согласована с ним.
Родительско-педагогический аспект
1. Покупать телефон в надежде на то, что какие то функции ребенок получит раньше: заговорит, научится различать цвета, читать, писать — тоже не лучшая идея. В том, что ребенок приобретает эти навыки классическим способом, существует своя необходимость. И он должен владеть устной речью, письмом и чтением до того, как мы возложим эти функции на телефон.
2. Усидчивость и внимательность за телефоном не тоже самое, что тренировка внимания и усидчивости во время выполнения другой деятельности. А скорее даже наоборот. Понятия “произвольное и непроизвольное внимание” здесь нам помогут.
3. Нужно не забывать, что объем нашей памяти ограничен и наличие гаджета может повлиять на нее. Поэтому последствия в виде повышенной забывчивости нужно внимательно отслеживать и родителям, и педагогам. Если вы заметили, что ребенок очень плохо запоминает, не может усвоить материал, стоит начать с ограничения доступа к гаджетам.
Эмоционально-волевая сфера
1. У ребенка должен быть очень неплохой уровень саморегуляции. Должны отсутствовать лабильность нервной системы, психики, а также эпилепсия. В острых случаях и для определения эпилепсии нам необходимы консультации профильных врачей.
В домашних условиях же стоит обратить внимание на то, что:
- ребенок спокойно и самостоятельно (возможно с ритуалом) отходит ко сну и встает при пробуждении;
- не устает чрезмерно (до длительного нытья и истерик) в торговых центрах/гостях/на концертах;
- отсутствует мощная эмоциональная реакция при проигрыше, несправедливости, конфликтной ситуации.
2. Наличие недюжего уровня самоконтроля и планирования — ребенок должен хорошо уметь планировать свое время и действия (он, как минимум, самостоятельно соблюдает все процедуры гигиены и выполняет задачи: подготовка материалов на завтра, уборка в комнате и т.д.). Понимает время в целом и как им распоряжаться!
3. Ребенок должен иметь социальные связи, достаточно крепкие, уметь их устанавливать оффлайн, коммуницировать и иметь доверительные отношения со взрослым — т.е. может рассказать о странностях в поведении других людей (но для того, чтобы эти странности определить у ребенка, должен быть достаточный опыт общения).
Вообще помните, что телефон истощает, физически и морально. И много последствий вплоть до зависимости и депрессии несёт этот незамысловатый предмет обихода, особенно если используется только в бесполезных целях на протяжении долгого периода. Поэтому ребенок должен быть достаточно зрел эмоционально, личностно и физически, чтобы справиться с таким нелегким, увлекающим его детский разум подарком! Но когда ребенку покупать телефон, решать только вам.
А развивать все необходимые навыки своему ребенку для успешного будущего вы можете в международной онлайн-школе развития интеллекта детей Matrius!
Запишите его на пробное онлайн-занятие. Мы точно знаем, как найти подход к каждому ребенку и подтверждаем это цифрами. Наши специалисты помогают детям улучшить успеваемость, легко справляться с домашней работой после школы и выполнять её самостоятельно.
За 5 лет было выпущено более 20 000 ребят, а сейчас с нами обучается 3 500 детей в реальном времени.
Подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы узнать больше о развитии детей: