Искусственный интеллект в школах
3 основных типа ИИ в современном образовании:
Ансамбли алгоритмов
В их основе лежат разные по составу логические цепочки. Такой ИИ может построить стратегию индивидуального обучения или проанализировать эффективность плана на урок.
Предобученные нейросети
Это когда искусственный интеллект решает конкретную задачу, будучи обученной на большом объёме данных. Такие нейросети могут автоматически понимать язык или распознавать общие эмоции студентов. К их семейству относится и всем известный ChatGPT.
Нейросети теневого глубокого обучения
Это вариант, когда предобученную нейросеть дополнительно тренируют на маленьком массиве информации для того, чтобы она наиболее эффективно решала узкую задачу. Так можно натренировать нейросеть для учебы, например, для проверки конкурсных и курсовых заданий по иностранным языкам.
Использование ИИ в образовании в России
В обучении soft skills
По мнению экспертов отрасли, ИИ в сфере образования имеет большой потенциал в формировании разных групп школьников по уровню знаний и коммуникации.
Диагностика навыков общения
поможет обнаружить и наполнить социальные связи внутри одной группы (класс, параллель). Сегодня уже возможно по голосовой записи разговора собрания большой группы лиц измерить коммуникацию каждого участника.
Внедрение ИИ в образовании позволяет, например, достоверно понять, сложность, связность и прочие характеристики речи школьника. Разнообразна ли она, не заполнена ли «мусором». Так определяются критерии к soft skills и исследуемые типичные проблемы.
Искусственный интеллект в оценивании учащихся
Разработка заданий
Исследования доказали, что технологии ии в образовании способны сделать качественную генерацию школьных заданий (разберем на примере работы с русским языком и литературой). С этой целью можно применить два типа ИИ:
- Простые алгоритмы. Они полезны в генерации заданий на правила русского языка. Например, выбор «звонких» букв из ряда предложенных. Этот прием эффективен только с теми правилами языка, которые можно легко и подробно описать для нейросети;
- Дообученные нейросети. Они способны сгенерировать задания, на языковую грамотность и верное понимание текста. Например, определить порядок разрозненных предложений или выбрать недостающий фразеологизм в синтаксической конструкции
Как организуется такая нейросеть? За основу можно взять условную RUGPT-3, неспецифично-обученную на русском языке и применить глубокую тренировку на строго ограниченном количестве данных. Так получится нейросеть для помощи в учебе.
Проверка заданий с открытыми ответами или эссе
Если открытые ответы проверяет даже самый опытный эксперт, это все равно субъективно. Решить эту проблему пытается психометрия. Этот метод подразумевает в том числе составление рекомендаций по тому, как исключить фактор индивидуальности, влияющий на проверяющего.
Улучшение опыта студента
Удивительно, но уже сейчас можно создать конспект учебного материала с помощью моделей opensource. Как выглядит технология: сначала речь лектора переводится в текст, после чего с помощью BERT из него выделяют ключевые предложения. Так методисты могут автоматизировать создание разных материалов для обучающихся одной программы.
На базе российского проекта «01Математика», исследующего возможности ИИ в образовании. Для улучшения опыта внедрили систему обучения под названием «адаптивный фейдинг», которая сначала адаптирует ученика к траектории, а потом отпускает его в «свободное плавание».
Это возможно только в условиях владения большими данными о процессе обучения школьников.
По словам создателей «01Математики», их нейросеть может предупредить момент, когда школьник столкнется с проблемами на определенном уровне, и помочь с пониманием и поиском решений. Т.е. она выдаст тематический материал, упрощенные задания или отправит на повторение предыдущей темы, которая необходима для погружения в текущую. Технология сопоставляет учебные показатели конкретного ребёнка и с тясячами других из базы, что помогает почти всем из них успешно осваивать блок за блоком, при этом развиваясь своим индивидуальным путём.
В каких обстоятельствах возможно правильно использовать ИИ
Влияние ИИ на образование в перспективе велико. Исследования показали, что в повторяющихся задачах обучения, которые можно выразить алгоритмически, ИИ работает не только не хуже, но и лучше человека. То есть нейросети смогут отлично автоматизировать рутинную интеллектуальную работу, любой цикличный процесс.
Однако важно, что автоматизация будет возможна только при работе с огромными массивами данных. Искусственная генерация заданий даст результат на всех школьниках какого-либо города, но об ее эффективности не может быть и речи для маленькой и даже средней онлайн-школы.
Запишите ребенка на бесплатное пробное занятие, чтобы оценить наше обучение. Мы помогаем детям улучшить успеваемость, легко справляться с домашней работой после школы и выполнять её самостоятельно! За 5 лет было выпущено более 20 000 ребят, а сейчас с нами обучается 3 500 детей в реальном времени.
Подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы узнать больше полезной информации: