Важная новость
для всех учеников Matrius!

Блог онлайн-школы
Matrius

Взгляд нейропсихологии на лень: для понимания родителям

15.03.2024 г. 15:30

Что такое лень? Мы проводили опрос, по результатам которого 98% людей думают, что лень — это нежелание что-либо делать. На самом деле это невозможность что-либо делать, и у нее всегда есть причины.

Взгляд нейропсихологии на лень: для понимания родителям

Само слово «лень» обладает довольно негативным окрасом, заставляет нас испытывать чувство вины. Если, допустим, в английском языке слово lazy будет восприниматься как простое желание отдохнуть, то у нас это обвинение, и тому много примеров в истории. Например, в Советском союзе действовал специальный закон против тунеядства, который закрепил образ мышления того времени “надо — значит надо”. Но времена меняются — сейчас у нас есть гораздо больше возможностей и свобод, чего так не хватало нашим родителям.

Теперь мы понимаем, что лень — это некоторый биопсихосоциальный субстрат, который может быть обусловлен несколькими параметрами.

Причины, вызывающие “лень”

Общее физическое ухудшение здоровья

Взгляд нейропсихологии на лень: для понимания родителям

Это усталость, низкая нейродинамика и выраженная сенсорная чувствительность, о которой мы с вами говорили в прямом эфире. Если ребёнок неудобно сидит за рабочим столом или одет в неудобную одежду, если он находится в шумном классе, то, конечно, со стороны будет казаться, что он ленится, а на самом деле не может сосредоточить свое тело.

Почему сейчас эта проблема ощущается более остро, чем раньше? Наши родители развивались строго в пределах зон развития, о которых вы можете узнать в нашей статье. Усидчивость основывается на понимании, где находится наше тело в пространстве и как мы взаимодействуем с предметами вокруг. Дети получают это через двигательную активность в онтогенезе, то есть в процессе взросления и познания.

Взгляд нейропсихологии на лень: для понимания родителям

У современного ребенка гораздо меньше двигательной активности. Его мышление строится уже иначе, ввиду сильного влияния гаджетов, уменьшения времени двигательной активности и ее качественного изменения. Например, он подходит к окну и пытаться раздвинуть картинку, чтобы увеличить её. Это ни плохо, ни хорошо, но то новое, что не поддается сравнению с детством нашим и наших родителей. Важно отмечать это каждый раз, когда мы говорим про лень.

Функционально-факторные трудности

Есть функция — письмо, и её факторы, такие как зрительное и слуховое восприятие, что позволяют ребёнку во время диктанта правильно услышать звуки, разделить их, сопоставить с образом буквы и правильно их написать (моторный акт). Если какой-то из этих факторов работает недостаточно хорошо, то ребёнку будет банально тяжело учиться. Дети часто не могут сами сказать о том, что чувствуют, и даже не чувствовать чего-то необычного.

Как получилось, что родители узнали о том, что у их ребенка зрение -4, только когда ему исполнилось 11 лет? Дело в том, что он не осознавал проблемы, потому что привык видеть размытое изображение, и не жаловался.

Социальный фактор

Состояние в семье

Мы стараемся показать обществу идеальную картинку, но иногда наши ссоры мы умалчиваем. Ребенок все чувствует, потому что он еще воспринимает родителей частично невербально, как и в младенчестве, когда у него не было понимания речи. Как бороться с ленью ребенка, если вы не можете одолеть свои проблемы?

Окружение ребёнка

Иногда неважно, существует ли буллинг в школе. Важно то, как к этому относится ребенок. Наша психика не всегда воспринимает стресс как стресс: много фильмов снято про успех и преображение человека вопреки обстоятельствам. Это не идеальная картина, которую строит медиа-пространство, а действительно то, что может быть. Но для такой философии должен быть крепкий стержень. Следите за тем, чтобы ребёнок был уверен в себе несмотря на обстоятельства вокруг. Если проблемы в семье не могут решиться, то помогут специалисты. Отношения с учителем и одноклассниками тоже могут возбудить лень у ребенка.

Психическая сторона проблемы

Высшие психические функции

Ребенок может лениться заниматься определенным предметом потому, что совсем не понял его в начале, когда закладываются основы. Не упустил ли он тему или важный блок заданий? Конкретный навык — это работа высших психических функций. Чтобы диагностировать их замедление и подтянуть эту проблему есть специалисты: логопеды, репетиторы, педагоги и т. д. Родителям вообще не стоит пытаться самостоятельно решать это, потому что вмешательство чревато возникновением ожиданий и сравнений, что нарушит ваши взаимоотношения с ребенком. Доверьтесь профессионалам, они смогут определить суть лени в конкретном случае.

А наши преподаватели — лучшие в своем деле! Запишите ребенка на пробное занятие и узнайте его мнение о международной онлайн-школе развития интеллекта детей Matrius. Можете ознакомиться с отзывами на главной странице сайта.

Взгляд нейропсихологии на лень: для понимания родителям

Мы помогаем детям улучшить успеваемость, легко справляться с домашней работой после школы и выполнять её самостоятельно. За 5 лет было выпущено более 20 000 ребят, а сейчас с нами обучается 3 500 детей в реальном времени.

Психология — мотивация и самоконтроль

К отсутствию мотивации могут вести заболевания и нарушения. Если не выявлено вышеперечисленных факторов, то, вероятно, это симптом некоторой патологии, которая может быть выражена, например, во внутреннем конфликте.

Причиной может быть патология дофаминовой системы. То есть если ребенок постоянно ест сладкое или проводит время в гаджетах, ему будет тяжело формировать свою мотивацию. Если у него не развиты когнитивные функции, необходимые в определенном возрасте, это считается задержкой психического развития. 

Взгляд нейропсихологии на лень: для понимания родителям

С 7 лет ребенок уже вполне может овладевать навыками самоконтроля и планирования. Для этого должны сложиться предпосылки — свобода и потребность в деятельности. Но она может быть не такой интересной и веселой, что вы, как родители, должны компенсировать вознаграждением за труд. С обязанностью, правилами и ответственностью уже к 10-11 годам ребенок освоит самостоятельную мотивацию. А это самая поздняя, доступная даже не всем взрослым регуляторная функция. Подробнее о мотивации — в будущей статье.

Подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы узнать больше о развитии детей:

  1. Youtube
  2. VKontakte
  3. Telegram
  4. Яндекс.Дзен
Забирай полезный подарок в нашем телеграм-канале

Читайте также:

Визуальный мозг развиваем с помощью ментальной арифметики
Визуальный мозг развиваем с помощью ментальной арифметики
У каждого из нас есть 3 ключевые области мозга, являющиеся основой нашего разума и развивающиеся вместе с нами, взрослея. ...
06.09.2024
Перейти
Как наглядно детям объяснить знаки “больше”, “меньше” и “равно”?
Как наглядно детям объяснить знаки “больше”, “меньше” и “равно”?
Знаки больше/меньше/равно являются важными математическими символами, которые используются для сравнения количеств. Рассмотрим 6 очень простых способов, как детям объяснить ...
19.07.2024
Перейти
Ребенок не запоминает буквы: что делать?
Ребенок не запоминает буквы: что делать?
Нейронные связи у детей создаются постепенно, поэтому многие из них в раннем возрасте путают омонимичные буквы. Не удивляйтесь, если ...
28.12.2023
Перейти

Запишитесь на пробный урок прямо сейчас!

Мы разработали пробный урок так, чтобы вы вместе с ребенком могли оценить онлайн-формат обучения, возможности игровой платформы и почувствовать себя частью большой семьи Matrius

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных