СДВГ у детей: почему возникает и что делать родителям?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — самое частое расстройство у детей. Этим термином специалисты называют ребят, которые избыточно невнимательны и импульсивны для своего уровня развития. Да, им сложно держать себя в руках, например, в школе. Они даже могут неосознанно портить свои отношения с семьей, но при этом сами сильно страдать от этого.
Детали проблемы
СДВГ — это не только высокий уровень внимания, гиперактивность, импульсивность ребенка, но и проблемы со сном и плаксивость. Это разные реакции человека, подверженного влиянию окружающей среды больше, чем нормотипичные сверстники.
Такое поведение приводит к ухудшению повседневной жизни в целом. Из-за него недоволен учитель, сами родители расстраиваются или испытывают стресс дома, поскольку ребенку нужно гораздо больше напоминаний, чтобы выполнять даже повседневные дела, такие как подготовка к школе или гигиена. Возникают проблемы в отношениях со сверстниками, когда одноклассники ребенка не приглашают его на свой день рождения или не замечают во время коллективных соревнований.
Главные причины СДВГ — это наш быстро меняющийся образ жизни и большое влияние технологий, которые проникают в жизнь детей.
Нельзя не отметить, что если бы вы захотели создать среду, в которой поведение ребенка с СДВГ станет более выраженным — вы бы создали классическую школьную систему, которая есть сейчас. Ведь сегодня ученикам приходится оправдывать ожидания учителей, ежедневно выполнять ненормальный объем домашних заданий, заниматься даже летом и так далее.
Главная цель обследований у специалистов — это подбор правильных коррекционных методов. Существует проблема, что дети с СДВГ получают лечение без доказанной эффективности, что вводит в заблуждение родителей. Приходится снова и снова корректировать лечебный и образовательный маршрут и начинать с нуля, но далеко не все готовы на это.
Симптомы СДВГ
Симптомы должны быть хроническими, то есть проявляться в течение как минимум шести месяцев или дольше. Они также должны быть “врожденными”, то есть быть заметными во время взросления.
Невнимательность
- Не обращает внимания на детали или делает ошибки из-за невнимательности;
- Не может соблюдать поддержание внимания при выполнении заданий или во время игры;
- Кажется, не слушает, когда к ним обращаются;
- Не выполняет инструкции или не может закончить работу;
- Испытывает трудности с организацией и выполнением обычных задач;
- Избегает или испытывает трудности с выполнением задач, требующих умственных усилий;
- Забывает предметы;
- Легко отвлекается посторонними стимулами.
Приведем пример, как выражен второй симптом: ребенок садится делать домашнее задание, увидел чашку, понес ее на кухню и забыл вернуться к заданиям. Или начал отвлекся на перекус во время игры и уснул за едой, бросив сразу все дела.
Гиперактивность
- Ребенок беспокойно ведет себя и находится всегда «в движении»;
- Слишком много говорит;
- Перебивает собеседника, не дожидаясь окончания вопроса;
- Испытывает трудности с ожиданием своей очереди;
- Перебивает или вмешивается в действия других;
- Ему не свойственно спокойное поведение во время развлечений;
- Занимается несвоевременным бегом или прыжками;
- Дергает руками или ногами или ерзает на стуле;
- Покидает свое место в классе или других ситуациях, когда это неуместно.
Диагностика СДВГ
В первую очередь определяется степень выраженности симптомов, частота проявления и степень их тяжести.
Все существующие для этого шкалы в целом схожи и включают разделы для родителей и для учителей, и основаны на DSM-5. Они, как правило, предлагают диапазон ответов, чтобы указать, в какой степени выражены симптомы. Это надежные психометрические шкалы, но со своими ограничениями. Они дают представление о том, проявляются ли нарушения в поведении ребенка и как часто это происходит, но оторваны от контекста.
Преподаватели международной онлайн-школы развития интеллекта детей Matrius работают с СДВГ. Наши методы органично вписываются в систему обучения, так что ребенок не замечает для себя никаких изменений, когда для родителей результат налицо.
Запишите своего ребенка на пробное занятие и узнайте его мнение о нас после окончания. Мы точно знаем, как найти подход к каждому ребенку, что подтверждают цифры. Наши специалисты помогают детям улучшить успеваемость, легко справляться с домашней работой после школы и выполнять её самостоятельно.
За 5 лет было выпущено более 20 000 ребят, а сейчас с нами обучается 3 500 детей в реальном времени.
Есть масса причин, почему ребенок может не слышать, что ему говорят. Почему это не может быть нарушение слуха? А если он демонстрирует непослушание нарочно, потому что родители раздражают его? Возможно, у ребенка есть проблемы с обработкой информации: ему очень трудно запоминать все просьбы и понять, какого поведения от него ждут. Наконец, взрослые иногда дают расплывчатые указания или ждут от ребенка того, что выходит за уровень его развития. Специалистам необходимо использовать клинический опыт, чтобы уточнить, до какой степени этот симптом соответствует СДВГ.
Карта ежедневного отчета
Эта карта содержит список целей, которые ребенку надо достигать в течение каждого дня. Цели должны быть конкретными и соответствовать тем аспектам поведения, за которыми важно проследить на дистанции. Учителя или родители ежедневно отмечают на новом листе, был достигнут установленный стандарт поведения или нет. В результате получается текущий отчет о достижениях ребенка в условиях школы или дома, что помогает клиницисту определить области прогресса и стагнации.
Подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы узнать больше о развитии детей: